Купить билеты можно в кассе театра «Мюзик-Холл», а также в театральных кассах города.
Интервью Ильи Архипова «Российской газете»
Многие ли задумывались о судьбе старухи, требовавшей от золотой рыбки сделать ее царицей?

Или какую тайну скрывает Шамаханская царица? Молодой режиссер Илья Архипов решил копнуть в истории героев "Сказки о попе и его работнике его Балде", "Сказки о рыбаке и рыбке" и "Сказки о Золотом петушке". В итоге в афише Музыкального театра им. Шаляпина (бывшего петербургского Мюзик-Холла) появился мюзикл - яркий замес образного поэтического стиха и народной музыки. Премьерные показы состоятся 1 и 2 июня в Петербурге на сцене Дома офицеров. А накануне мы поговорили с режиссером и первым делом расшифровали название нового спектакля - "ВЫ МЫ СЛЫ" (которые к тому же на афише пишутся столбиком, а не в строчку).

Илья, название вашего мюзикла, конечно же, ассоциируется со знаменитой строчкой "над вымыслом слезами обольюсь" - из пушкинской "Элегии". Но прописные буквы намекают на какой-то еще подтекст...

Илья Архипов: Да, в визуализации названия закодирована одна из идей нашего спектакля. Мы принципиально пишем "ВЫМЫСЛЫ" не только прописными буквами, но и столбиком в три строчки. "ВЫ" - это зрители, "МЫ" - это артисты. "СЛЫ" - это "слышать". И в то же время это наше обращение к самому Пушкину: "Александр Сергеевич, послушайте, как мы вас сегодня читаем". А можно и по-другому: "Александр Сергеевич, мы вас слышим".

Это все наши ключи, которыми мы открываем сказки Пушкина. Когда мы стали глубже копать и вчитываться - и вслушиваться - в тексты, то поняли, что это не только кладезь народной мудрости. Это еще и истории про живых людей.

Нам хотелось не только удивить зрителей зрелищностью и чудесными перевоплощениями, но и открыть им глубину сказок Пушкина. И отдавая дань традиции, подарить героям "современное лицо".

 

Открыть глубину, подарить современное лицо - что вы имеете в виду?

Илья Архипов: Мы постарались строить повествование так, чтобы было понятно: человек, который на первый взгляд, выглядит как-то нелицеприятно - не стопроцентно отрицательный персонаж…

Современный подход - в том, чтобы оправдать старуху из "Золотой рыбки".

Илья Архипов: Конечно. Ну стал бы Пушкин, который обожал женщин, боготворил их, который посвятил своей любимой няне не одну строчку, - писать про злую, жадную, противную старуху? Нет, она только "как будто" злая. А на самом деле - несчастливая женщина, вот и все. И мы с хореографом-постановщиком Никитой Борисом придумали, как мне кажется, интересную историю - день встречи героев, когда они были еще совсем юными. Может, это случилось в ночь на Ивана Купалу, когда девушки гадают на суженого и на будущее. Мы даже назвали их как героев замечательной русской народной песни про Валентинушку и Николаешку.

Пушкинские сказки разлетелись на афоризмы и поговорки. Через них мы постигаем мир, учимся различать добро и зло

Эта песня звучит в спектакле?

Илья Архипов: Да, у нас весь первый акт построен на народных мотивах. И золотая рыбка дана нашим Валентинушке и Николаешке для того, чтобы они поняли ценность друг друга. На какой-то короткий срок у старухи появился дворец, сотни слуг, поданных, а когда все это исчезает в один момент, все, что у нее остается - это старик. Потому что он ее любит. Он прощает ей то, как она обошлась с ним, когда была столбовой дворянкой и царицей. А она осознает, что они не напрасно прожили вместе 30 лет и три года…

По-своему драматична история и царя Додона в "Золотом петушке". Мы расскажем, почему Шамаханская царица так его восхитила - она вначале появляется в его снах, как силуэт, как образ прекрасной любви, к которой он стремится под закат своей жизни. И хотя, в конце концов, он погибнет от клюва петушка - но это произойдет тогда, когда он ощутит себя в полной мощи - и как правитель, и как мужчина, победивший и неприятеля на войне, и своенравную красавицу-невесту... Так что из жизни он уйдет абсолютно счастливым.

Вы даете героям своего спектакля интересные судьбы.

Илья Архипов: Это не я, это Пушкин - у любого его персонажа есть судьба, даже если он появляется на несколько мгновений. Надо просто читать его сочинения с любовью, с интересом. Как, кстати, и моего любимого Гоголя. Ведь, казалось бы, зачем такие нюансы, как в повести "Нос" - торговка очищенными апельсинами на Воскресенском мосту? Но в этом - жизнь Петербурга, его обитателей. От этих штрихов история майора Ковалева становится объемнее, интереснее.

Спектакль наполнен этническими мотивами. Кажется, это теперь модно - все чаще со сцен драмтеатров звучат русские напевы...

Илья Архипов: И слава богу. И еще мне очень нравится, что огромное количество молодых исполнителей, например, Zventa Sventana, пытаются придать народной песне современное звучание, подчеркивая смыслы, которые в нее вкладывали предки. Музыка звучит в России на протяжении всей ее истории, и в горе, и в радости. Давно уже не живем в деревнях, а этот код - в нас. Первое, что мы слышим - колыбельные и сказки. Кому из нас не пели "баю-баюшки-баю" или не читали "у Лукоморья дуб зеленый?" Пушкинские сказки и вовсе разлетелись на афоризмы и поговорки. Через них, через волшебные истории и песни мы постигаем в детстве мир, учимся различать добро и зло…

Не случайно же мы осознали вдруг, что погнались за мишурой и стали упускать пласты своей культуры. Могу сказать, что в моем кругу огромное количество молодых людей задаются вопросами: "Кто я? Зачем я здесь? В чем мое предназначение?". Мы ищем себя в прошлом…

По-моему, симпатично, когда фолк звучит не как архаика, а актуализируется на современный слух и вкус.

Илья Архипов: В нашем спектакле хореограф Никита Борис соединил русскую пляску с характерным современным танцем. А яркие костюмы по эскизам Алены Песковой соединяют традиционный народный костюм с современным кроем и тканями. У нас звучит еще и авторская музыка Александра Богачева, тоже на основе мелодики колыбельных и народных песен… Словом, мы принципиально называем спектакль не "для детей", а "для семейного просмотра".

Помимо премьеры спектакля, вы еще готовите, как режиссер, "Пушкин-фест", который состоится в Петербурге на Елагином острове 16 июня…

Илья Архипов: Более того, сезон для меня открылся драматической постановкой "Пиковой дамы" в Магнитогорском театре, а закольцуется опять же "Пиковой дамой", но уже оперой Чайковского на закрытии Санкт-Петербургского международного фестиваля "Опера-всем" 27 июля. А между ними, да, я сочинял и спектакль по пушкинским сказкам, и "Пушкин-фест"…

Так что нас ждет на "Пушкин-фесте"?

Илья Архипов: Это масштабный театральный фестиваль, на котором каждая интерактивная площадка посвящена определенному произведению Александра Сергеевича. Все они будут очень по-разному решены. Говоря о Моцарте и Сальери из "Маленьких трагедий", мы вспомнили, что оба они были и композиторами, и церемониймейстерами - и пригласили театр барочного танца "Малый Трианон": почему бы гостям не выучить с артистами изысканные элементы менуэта?.. Будет и "опера на воде" - прямо на лодках покажем сцену из оперы Даргомыжского "Русалка".

А "Пиковая дама", видимо, не обойдется без карточного стола?

Илья Архипов: Конечно, за огромным круглым столом, обитым зеленым сукном, наши герои разыграют свои роли подобно игральным картам. Причем, не только расскажем, как в пушкинское время играли в "фараона", но и вовлечем зрителей в большую интерактивную игру по типу "мафии", где предстоит угадать, кому же за столом выпала "дама пик". Ну а локацией "Лукоморья", как нетрудно догадаться, будет сказочное место, где оживут герои сказок, а гости смогут всей семьей участвовать в ремесленных мастер-классах… И наконец, на завершающем гала-концерте оркестр "Северная Симфония" под управлением Фабио Мастранджело исполнит музыкальные хиты по произведениям Пушкина, артисты будут читать стихи, и все это завяжется единым сюжетом "Медного всадника".

Вам Александр Сергеевич еще не снится?

Илья Архипов: Вы хотите спросить - не надоел ли? Нет, Пушкин так велик и многообразен, что не может надоесть, каждый раз он открывается по-новому.

А что вы открыли для себя в самом поэте?

Илья Архипов: Из множества фактов его биографии меня почему-то больше всего зацепило то, что он никогда не покидал страну. Писал своему брату, друзьям: я еду к границам Российской империи, а она от меня убегает.

И все же подсчитано: за свою недолгую жизнь Пушкин совершил 120 поездок и проехал почти 40 тысяч километров - не смущали ни дороги, ни отсутствие инфраструктуры. Чем он для нас не знамя внутреннего туризма?!

Илья Архипов: Понятно, что не всегда это был сознательный выбор самого Пушкина… Но есть что-то мистическое в том, что корни его из дальних стран, погиб от руки чужестранца - и остался для нас навсегда самым настоящим русским…

Новость
Поздравляем с днем рождения директора Юлию Стрижак
26 Июля
Новость
Трансляция оперы «Пиковая дама»
25 Июля
Новость
Сюжеты телеканалов о визите Александра Беглова в здание театра на Английской набережной
25 Июля
Новость
Выездное рабочее совещание по вопросам восстановления Концертного зала на Английской набережной
24 Июля
Решаем вместе
Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?