Купить билеты можно в кассе театра «Мюзик-Холл», а также в театральных кассах города.
Газета «Петербургский дневник»: «Музыкальный театр имени Федора Шаляпина делает шаг в будущее»

23.04.2024

Газета «Петербургский дневник»

Прошлой весной в театре, тогда еще носившем название «Мюзик-Холл», состоялся прощальный концерт «Шаг в будущее». С тех пор прошел год – «Петербургский дневник» узнал, что сделано за это время.

Здание театра, в котором, кажется, был десятки раз, сегодня выглядит совсем незнакомым. Прежде всего, оно поражает своим размером.

Подземный этаж

«Это из-за того, что мы сняли отделочные слои. «Видите, – показывая на колонны, говорит исполнительный директор ПСБ «ЖилСтрой» Таисия Борман. – Теперь, когда они без обшивки, кажется, что места здесь гораздо больше, чем было прежде, и как будто стало просторнее».

Но дело не только в объемах. Впечатляет масштаб работ. Внизу как будто разверзлась пропасть. А высоко над головой уже не крыша, а временная кровля.

Каждый день на работу выходят порядка 150 человек и 18 единиц техники. Сейчас строители занимаются самой сложной работой – формируют дополнительный, а по сути, новый, подземный этаж.

«Это пространство нужно, чтобы у сцены, наконец, появилась нижняя механизация; там разместятся четыре подъемно-опускные площадки, которые позволят менять декорации в процессе спектакля. Раньше такой технологии в театре не было. Также мы переведем туда всю гостевую зону. Там, как в Мариинском-2, будут гардеробы, туалетные комнаты, помещения для оркестрантов, хранения инструментов и оборудования, декорации для спектаклей текущего репертуара», – рисует перспективу директор Музыкального театра имени Федора Шаляпина Юлия Стрижак.

Но это в будущем. И представить, что на месте зияющей ямы появятся столь нужные театру помещения, пока трудно.

«Мы демонтировали фундаментную плиту, и сейчас идет откопка для того, чтобы понижать и формировать дополнительный подземный этаж», – пытаясь говорить как можно понятнее для далеких от стройки людей, объясняет Таисия Борман.

1436 свай

Для того чтобы углубиться на более чем 6 метров от уровня сцены, выполнены буроинъекционные сваи, всего их 1436 штук. Они заняли места вдоль всех существующих стен и колонн. Как раз на них и падет вся нагрузка, когда здание будет «перевешиваться».

То, что нам, непосвященным, кажется фантастичным, для строителей – новая технология. Правда, в данном случае есть свои особенности.

«Уникальность состоит в том, что все сложные технологии нулевого цикла соединились и используются в одном месте», – уточняет руководитель.

Здесь же, на глубине, расположится и оркестровая яма, которая будет подниматься и опускаться на несколько уровней. Кроме того, она станет значительно просторнее, и музыкантам оркестра Фабио Мастранджело «Северная Симфония» больше не придется тесниться.

Кругом вода

Оказывается, расположенный рядом Кронверкский канал выглядит красиво и романтично только для публики. А вот для самого театра несет сплошные неприятности.

По словам специалистов, вокруг бывшего Народного дома очень серьезный уровень грунтовых вод, и их надо понижать. На это обращали внимание еще хозяева здания.

«У нас было постоянное подтопление подвалов, влажные стены, причем даже в открытых гостевых зонах, – отмечает директор театра. «Сырость очень опасна, она как бы «высасывает» акустику, которая для музыкального театра крайне важна», – вторит ей Фабио Мастранджело.

Сейчас вокруг здания выполнено шпунтовое ограждение, и оно отсечено от прилегающих соседних зданий (это Планетарий и театр «Балтийский дом»). Как говорят специалисты, контур уже замкнут. Это сделано для того, чтобы вода больше не поступала извне.

А вот, казалось бы, напрашивающееся сравнение с дамбой оказывается неуместно.

«Если говорить упрощенно, это большое количество насосов, которые постепенно и планомерно понижают уровень вод. После завершения нулевого цикла мы их извлечем и будем заниматься земельными работами по периметру», – говорит начальник строительного участка ПСБ «ЖилСтрой» Николай Слотин.

Пойдут под замену и все инженерные системы. Они уже давно устарели и не отвечают современным нормам. «Мы должны подстраиваться под новые реалии», – резюмирует исполнительный директор стройки.

Для артистов и зрителей

И вот мы уже на высоте четвертого этажа. Здесь идет демонтаж подвесной системы потолка.

«Все эти фермы будут демонтироваться, и на этом самом месте, где мы с вами стоим, будет репетиционный зал для оркестра», – говорит наша провожатая. А мы вновь вспоминаем Фабио Мастранджело, который уже давно мечтает о комфортном и удобном помещении для музыкантов.

Железобетонный купол театра – один из самых больших в Европе. Он представляет большую историческую ценность, поэтому реставрировать его будут максимально бережно.

«Изменятся и объемно-планировочные решения. Все будет приспособлено под существующие нужды, чтобы было удобно и посетителям, в том числе маломобильным гражданам, и сотрудникам», – уверяет Таисия Борман.

Однако сложности, пусть и не столь глобальные, все же имеются.

«Основная проблема – очень стесненные условия площадки. Наши бытовые городки вынесены за стройплощадку. Но все равно, когда здесь работает несколько единиц техники, ей не разъехаться. Да и место для складирования материалов ограничено», – отмечает руководитель.

Выйти из нуля

Фасады, как и само здание, исключительно исторические. И неплохо сохранились, хотя и требуют некоторой «ретуши».

«Все фасады и декоративные элементы, расположенные на них, мы будем реставрировать. Также, как исторические лестницы и ограждения внутри здания. Они будут воссозданы в полном соответствии с историей. Станет красиво», – заверяет Николай Слотин.

Коснутся перемены и неказистой пристройки. Сделанная в 1984 году, сегодня она по своему внешнему виду резко диссонирует с основным зданием. «Мы также выполним ее в новом исполнении, но в таком же стиле», – говорит мастер.

Закончить первый, самый сложный этап работ, или, как говорят строители, выйти из нуля, планируется к ноябрю этого года. Тогда же приступят к фасадам, перекрытиям и кровле.

Идем по графику

Таисия Борман и Николай Слотин, за плечами которых уже не один знаковый объект города, признаются: несмотря на сложности, работать им здесь безумно интересно. История здания, в котором выступали Федор Шаляпин и Леонид Собинов, делает их работу особенно значимой. А тот факт, что театр любим публикой, которая очень ждет его открытия, налагает на них особую ответственность.

По словам строителей, современные театральные технологии гармонично вписаны в архитектуру исторического здания. Все работы проводятся в соответствии с требованиями КГИОП, поскольку здание театра является объектом культурного наследия федерального значения.

«С материалами проблем нет. Финансирование стабильное. Со всеми службами города мы сотрудничаем в рабочем порядке», – отмечает Таисия Борман.

«Все делается по поручению нашего губернатора Александра Дмитриевича Беглова. Он лично, несмотря на непростые времена, принял решение о реконструкции нашего театра. И сейчас внимательно следит за ходом работ», – подчёркивает Юлия Стрижак.

По условиям контракта, заключенного в декабре 2022 года, завершить все работы планируется к концу 2026 года. «Идем по графику, и все порученные контрактом работы будут выполнены в срок», – уверена Таисия Борман.

Автор: Марина Алексеева

Новость
Поздравляем с днем рождения директора Юлию Стрижак
26 Июля
Новость
Трансляция оперы «Пиковая дама»
25 Июля
Новость
Сюжеты телеканалов о визите Александра Беглова в здание театра на Английской набережной
25 Июля
Новость
Выездное рабочее совещание по вопросам восстановления Концертного зала на Английской набережной
24 Июля
Решаем вместе
Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?